21:39 Котловина Больших озер. Монгольский Алтай | |
Погранпереход КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай). И с нашей и с монгольской стороны новые современные терминалы. Все слаженно, четко и быстро. И вот уже Родина выпустила нас в «свободное плавание». А до Монголии еще надо добраться! Предстоит километров 20 нейтральной горной дороги через перевал Дурбэт-Даба (2400 м.). Мы попали в обед на монгольской стороне, но, все равно, в общей сложности времени на все формальности ушло около 2-х часов. Из расходов: санобработка (проезд через лужу) – 30 руб, страховка (оформляется сразу за воротами монгольского КПП) – 650 руб. На нейтральной полосе к нам подвалил сомнительного вида монгол в бейсболке (в 21 веке этот головной убор является для монголов национальнымJ) и предложил поменять деньги по курсу 1 рубль=40 тугрикам. В Ульгии курс более выгодный (1:44 на август 2010 г.).
И вот, можно прокричать «Сэмбайну, Монголия!!!» Останавливаемся, осмысливаем происходящее, отсылаем радостные смс. Созваниваемся с Канатом (это владелец монгольской турфирмы, делавший нам приглашения для получения визы и обещавший помочь с пропусками в погранзону), облом, он через полчаса уезжает! И будет только завтра! Надо быстро валить! Так, Цаган-нур, нам направо. Можно долго рассматривать многополосные монгольские хайвеи из космоса, но увидев их в жизни просто офигиваешь (извините, но это самое литературное слово) – бескрайние просторы до горизонта и дороги, дороги, дороги. Эдакая хаотичная графика! Это потом будешь на вопрос пилота «Куда ехать?» вальяжно говорить «Выбирай любую! Неважно!».
Толстые и жирные рыжие сурки (размером с небольшого зайца) переваливая толстыми задницами на редкость ловко ныряют в свои норки. Потом мы их встретим еще пару раз, но оба раза не успеем сфотографировать. «Ой, вон смотри, смотри! Ещё один! Какие прикольные!» (Как с падающими звездами J). Блин, нам же в Ульгий валить надо! Опоздаем! Наперерез нам через степь, размахивая руками, бегут два монгола. Останавливаемся. Радостные лица сообщают нам на усеченном русском, что у них на Тойоте порвался ремень ГРМ, а в Ульгии брат, а связи нет, поэтому просят за перевалом позвонить Марату (?) и сказать, чтобы он сюда быстро привез ремень. Записываем телефон и номер запчасти. А вот и перевал, начиная с его середины, в голове один вопрос «Как сюда будет забираться груженый КАМАЗ, который полз за нами с российской таможни? Ну как?». Перевал не очень высокий, но подъем затяжной и крутой! И вот мы на вершине, переводим дух. С нами отдыхает УАЗ и Жигули с казахскими номерами. На самой высокой точке стоит овоо.
/Овоо ‑ культовое сооружение в честь духов окружающей местности. В большинстве своем это груда камне в виде конуса, посередине которого воткнут шест, на который повязаны отрезы шелковой материи, украшенной орнаментом и бахромой (хадаги). В основном хадаги синего цвета. Кроме камней духам преподносят деньги, конфеты, печенье и т.д./ Вокруг овоо принято обходить, а иногда и объезжать вокруг по часовой стрелке. Познакомившись с монголами, а вернее это были монгольские казахи, и отдав дань уважения местным духам мы отправились в Ульгий. Кстати, часть дороги асфальтирована (очень маленькая часть ;-). Дорога к границе активно строится. Это «дорога тысячелетия» или трансмонгольская автомагистраль. К Канату мы опоздали, он уже уехал. Вместо него человек, плохо (очень плохо) говорящий по-русски предложил юртинг, отдыхинг и душинг. Но мы до этого еще не созрели, а потому свалили в сторону от города. И взобравшись на высоту 2600 м. отметили свой приезд в Монголию под свист пищух и стрекот летающих кузнечиков.
C заходом солнца тепло улетучивается, приходит время ветра и теплых вещей. Да, термомиска была бы здесь не лишней. Баян-Ульгий. Центр одноименного аймака (области). Современные АЗС (ДТ-1400 тугр. ). Основное население (95%) здесь составляют казахи. Для простоты, на время рассказа они тоже станут монголами. По российским меркам это скорее поселок городского типа. Невысокие здания, смесь строений из кирпича, камня и глинобитных сооружений, деревянные заборы, во дворах стоят юрты. В центре города стоит памятник монгольско-советской дружбы. Есть музей, театр, почта (монгол шуудан), банки.
Mы конвертировали рубли у уличных менял (с проводником монголом) по выгодному курсу 1 к 44. Уличный банк – это машины, внутри которых на приборной панели кипы цветных бумажек – доллары, евро, рубли, тугрики. Поменяв деньги стали обладателями внушительных пачек тугриков с изображением Чингисхана.
Сразу же сразил автопарк Монголии – преобладают машины 4х4. Вдали от городов УАЗы или буханки, в городах Тойоты 80-ки в отличном состоянии, и другие полноприводные иномарки (Паджеры, Патрули). Много мотоциклов. В отличии от Ирана, количество посадочных мест соответствует числу людей сидящих на мотоцикле. Строительные каски оберегают головы монголов.
Также на дорогах можно встретить легковушки, маленькие китайские грузовички, наши ЗИЛы и т.д. В магазинах консервы, крупы, водка, вино, напитки - все долгоиграющее. Российского и китайского производства. По городу висят плакаты с рекламой «3G интернета», Орифлейма. Во всех аймачных центрах работал МТС. Уладив к обеду все формальности, получив пропуска, мы рванули в сторону Хотон-нура./Нам понадобилось 2 вида пропусков: первый в национальный парк. Все значимые достопримечательности в Монголии имеют статус национальных парков. И при въезде вы приобретаете билеты 3000 тугр./человек +1000 тугр./машина. (можно оплатить при въезде). Катайтесь сколько угодно себе в удовольствие. Второй – в погранзону (30-ти километровая полоса вдоль границы). Его надо делать заранее./
Очень сложно описать Монголию, это как в словах пытаться передать музыку, вкус любимого блюда. Это ощущения! Фотографии тоже слабо отражают реальность. Начинаешь понимать картины Н.Рериха – это просто попытка передать фантастическую по красоте реальность. Белые лебеди, серые журавли, суслики, орлы – совершенно спокойно реагировали на машину и позволяли рассмотреть себя с близкого расстояния. Однако при виде фотоаппарата представители животного мира молниеносно «линяли». Постоянно по GPS следим за высотой. Едешь вроде по равнине, но она на высоте 2400-2600 метров! Перевал, с виду незначительный, а высота под 3000м! А снежные вершины близко-близко!
Иллюзию перемещения в далекие времена разрушают солнечные батареи и спутниковые антенны (в каждой! юрте). Пока Европа думает об альтернативных источниках энергии, Монголия активно их использует! Мост через Ховд. Несмотря на внешний вид, крепкое сооружение. Под весом Патруля не шелохнулся. К озеру подъехали уже затемно. Встали на вчерашней стоянке ТАМовцев, уже разбив лагерь получили СМС, что они в 8 км от нас. (к сожалению, моя температура и спускавшее колесо не позволили нам «провалить» эти километры). Одно дело читать про резко континентальный климат, совсем другое чувствовать его на своей шкуре. Перепады день-вечер могли быть около 20 градусов. Солнце днем жарило нещадно – даже в футболке было жарко, но как только оно скрывалось за горизонтом – приходилось на себя надевать всю теплую одежду. За время поездки пару раз ночью температура уходила в минус. С утра встретились с ТАМовцами, впечатления от Монголии у всех зашкаливали. Немного побеседовали и разъехались в разные стороны.
А это эдельвейсы!
Рога горного барана аргали (архара). Эге-гей! А рыбалка? А хариус? Экспедиционеры «ТАМ» на вопрос «рыба есть?» ответили нам дружным хором «ЕСТЬ!!!», далее шли подробности, которые походили на откровенно наглое хвастовство, однако жареная рыба на столе и крики «рыбалка у нас под запретом!» с женской стороны экспедиции, подтверждали их фантастические рассказы. Жареная рыба это гут, но важен сам процесс! Получив пароли и явки, мы поехали к началу протоки. /На самом деле озера два Хотон нур и Хургон нуур, они соединены бурлящей протокой./ На сборку спиннинга и одевание телепузиков у меня ушло больше времени, чем на лов рыбы. Сашка только прикорнул, как я уже вернулась с обедом ;-). Почистив рыбу под строгим контролем орла, тут же её пожарили и съели. И опять просто сидим и смотрим вдаль. А вдруг это самое красивое место и дальше будет лишь разочарование?
Нашу медитацию прервало появление монгольского УАЗика. Из него вывалилось человек 6 народа: от старика до грудного младенца. По-русски и по-английски общение не сложилось, пришлось прибегать к языку жестов. Они приехали ловить рыбу. Однако на телескопическом спиннинге была только леска. В качестве презента была подарена блесна-«вертушка», её охотно взяли, но потом выяснилось, что им нужен крючок. Поцокав, что дескать маленькие у тебя крючки, монголы их тоже взяли. А дальше началось шоу: раздевшись до плавок (а озера имеют ледниковое происхождение – температура воды около 10 градусов), один заходит воду, второй прыгает по склону и ловит зеленых кузнечиков, практически на каждый заброс следует шлепок о берег хариуса. Женщины подбирают и тут же его разделывают. Непрерывный процесс! Отказавшись от предложенной рыбы, начинаем неспешно собираться. С удочкой подходит еще один монгол и, удивительное дело: у него тоже нет блесны! Интересно, а если бы нас не было, на что ,бы они ловили? И это называется монголы не ловят рыбу! С грустью покидаем это красивое озеро и трогаемся в путь. Опять мост (через протоку) и мы на западной стороне озер. Дорога постепенно отходит от береговой линии, более прижимаясь к снежным вершинам. Долины с огромными валунами, юрты, яки, верблюды. Древние могильные комплексы. За вершинами совсем рядом Китай.
Волчонок, привязанный около юрты. /Есть два объяснения этому факту: первое, что волчонка используют для натаскивания беркута; второе, что найдя волчье логово, забирают волчат. А когда волчица их находит, её убивают. Оба очень жестокие!/ Навигировать, фотографировать, снимать видео одновременно… Периодически что-то страдает, в этот раз это была навигация, мы немного сбились с намеченного пути. По приколу решили спросить дорогу у монголов, разделывавших барана у юрты. Первым делом, нам предложили забросить всё и ночевать в юрте. Мы в отказ. Затем показав кивком головы, что слово «карты» они понимают, всё мужское население рвануло в сторону машины и чудным образом оказались между мной и ноутбуком. Экран «тачскрин» им понравился ;-). В общем, о дороге мы выяснили мало, зато пообщались ;-). Котловина Больших озер. Но кроме больших озер ещё и тысячи небольших «блюдец», расположенных высоко в горах.
Ночевали на озере Хара-Нур. Хотя в Монголии плотность населения 1,8 человека на один квадратный километр, распределены они неравномерно. Рядом с источником воды вы всегда где-нибудь на горизонте увидите юрту. А рядом с большим источником много юрт. Двигаемся в сторону Буянта. Горы теряют свои снежные вершины, взамен окрашиваясь разными цветами. Кругом каменистая пустыня, чем-то напоминающая Иран. Завидев нашу машину, нам под колеса бросаются две девушки. Приглашают в юрту на чай, но мы и так уже отбились от графика, да и страшно обидеть, а вдруг этот «цай» не сможем выпить (я горячее молоко не люблю). Ну, тогда сувениры! Изделия из войлока, национальная одежда раскладывается на камнях. Покупаем парочку на память.
Зимовье. Цветной Буянт. В середине дня попадаем к Толбо нур. Бирюзовая гладь воды, горы, 2 лебедя. Всё, сегодня никуда не едем! Встаем здесь! И купаться, купаться! Это так для красного словца, на самом деле это короткие забеги в озеро. Вода градусов 10-14. Кое-кто делает забеги голышом ;-), я решаю помыться, несмотря на простуду. Клин клином вышибают. (Сработало, на следующее утро как огурец! Волшебная водичка!) И тут на горизонте, появляется внедорожник. Быстро принимаем приличный вид.
- Местные? - Наверно туристов привезли… Машина медленно приближается, контуры становятся отчетливей. - Патруль! - Номера российские! - Московские! - Да это nub1van!!!
Вот так, расставшись вчера и разъехавшись в разные стороны, мы встретились СЛУЧАЙНО (!) ТАМ на Толбо нуре. Ну и правильно, а где еще встретиться машинам из Москвы как не в Монголии! Мир тесен!
| |
|
Всего комментариев: 2 | |
| |