22:00 Четверка, которая потрясла мир | |
Теплым апрельским утром – пятьдесят лет назад – начинающий ливерпульский музыкант по фамилии Леннон выбрался из постели с улыбкой на устах. Ему приснился человек на пылающем пироге, который сказал, что группа Джона Леннона должна называться beetles*. Они играли уже не первый год, под разными названиями, но только с этим именем стали знаменитыми и изменили мир.
Beatles: вожди, идеологи, основатели моды
В апреле 1960 года The Beatles отправились в свое турне по Шотландии – они аккомпанировали Джонни Джентлу. Уже в 1966 году, в интервью журналистке Морин Клив, Джон Леннон заявлял, что Beatles популярней Иисуса Христа. Фраза вызвала огромный общественный резонанс: возмущенные граждане устраивали демонстрации, на которых сжигали чучела членов группы и ее пластинки, американские священники осуждали высказывание Леннона в прессе. Позже социологи доказывали, что хотя бы один альбом Beatles есть в каждой третьей семье земного шара, а Библия – только в каждой двадцатой. В 1966 году статус ливерпульской четверки не нуждался в доказательствах статистики - если он и не был тождественен статусу сакральных фигур мировых религий, то явно приближался к ним. Для молодежи всей планеты они были и вправду божествами. Без преувеличений. Создатели индустрии С определенными оговорками можно сказать, что именно Beatles сформировали всю современную молодежную шоу-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем. На фотографиях 1964-го года девушки-битломанки позируют в футболках с изображениями музыкантов группы. Так начинала формироваться структура по производству атрибутики и символики, являющаяся сегодня важнейшей и необходимой частью шоу-бизнеса, которая приносит едва ли не большие доходы, чем продажа компакт-дисков и выступления. Помимо футболок, выпускались игрушки Beatles и даже торты с изображениями музыкантов. Если уж битломаны искренне верили в то, что дотронувшись до членов коллектива, можно исцелиться от болезней, можно себе представить, как они скупали атрибутику. Beatles были первыми в истории эстрадной музыки ансамблем, популярность которого зиждилась не только на отличной музыке, но и на тщательно созданной собственной мифологии. Когда они летели завоевывать США, радио транслировало "битлзовские новости" по мере приближения самолета к континенту - "сейчас шесть часов тридцать минут по битлзовскому времени, температура 32 градуса по Beatles". Именно эта рекламная кампания, спланированная фирмой «Кэпитл рекордз», инициировала начало битломании в США. Вообще, до Beatles индустрия зрелищ практически полностью была ориентирована на аудиторию старше 30 – но они сделали ее полностью молодежной. Взлет ливерпульской четверки на вершину славы совпал с началом «молодежной революции» по всему миру. Цивилизация, пережившая Вторую Мировую Войну и послевоенный кризис, нуждалась в возрождении гуманистических ценностей, в новых позитивных идеалах и Beatles, певшие «All you need is love», оказались в эпицентре этих веяний, стали основным их символом. Ответственность за крах идеализма, за погружение планеты в хаос, кровопролитие и разрушение, молодежь возложила на «отцов» и незамедлительно принялась бунтовать против них. В такой ситуации кумиры молодых уже не могли восприниматься только как «энтертейнеры», артисты – они становились вождями и идеологами, у них появлялось огромное социальное влияние. Они должны были не просто сочинять и исполнять качественную музыку, но и иметь мнение по поводу всех общественных и политических проблем. И Beatles взяли на себя эту роль, высказываясь о войне о Вьетнаме, о ЮАР и о необходимости ликвидировать расовую сегрегацию по всему миру. Тогда-то и возник в рок-музыке социальный компонент, позже ставший неизменным и необходимым. Шоу-бизнес осознал себя средством управления сознанием масс. Музыкальные революционеры Настоящую революцию в поп-музыке и искусстве вообще Beatles совершили, отказавшись от концертных выступлений и полностью сосредоточившись на студийной работе. Нет, их и раньше называли «лучшими композиторами-песенниками после Шуберта», причем называл не кто-нибудь, а знаменитый создатель мюзиклов и дирижер Леонард Бернстайн. Но то, что случилось дальше, превзошло все ожидания. Вышедший в 1966 году альбом «Revolver» дал понять всем – развлекательная музыка уже никогда не будет такой, как прежде. Наведение мостов между танцевально-фольклорной и высокой культурами было начато не Beatles, а фолк-рокером Бобом Диланом. Но Дилан, вдумчивый читатель поэзии, сценический псевдоним которого появился на почве любви к валлийскому поэту Дилану Томасу, стремился в первую очередь внести глубокие смыслы в тексты поп-песен, оставляя сопровождение относительно традиционным. Beatles же активно приступили к радикальным реформам собственно музыкального языка. В композиции «Eleanor Rigby» Полу Маккартни аккомпанирует не привычный эстрадный состав – две гитары, бас, барабаны – а симфонический оркестр, партии для которого были написаны Джорджем Мартином, бессменным звукорежиссером группы. На этом же диске впервые сказалось увлечение Джорджа Харрисона восточной культурой, буддизмом и Индией – композиция «Love You To» была написана и исполнена в стиле рага-рок, и так же, как в случае с «Eleanor Rigby» остальные члены группы не участвовали в ее записи. Психоделическая революция в те времена уже стала набирать обороты и внимательно следящих за модой Beatles конечно же, не обошла – песня «Doctor Robert» была посвящена лондонскому доктору, снабжавшему рок-звезд наркотиками, а «Tomorrow Never Knows», исполненная на одном аккорде, наполненная псевдошаманскими шумами и гулкими ударными, была создана под впечатлением от экспериментов Джона Леннона с ЛСД и «Тибетской книги мертвых». В отличие от многих тогдашних артистов, Beatles сами сочиняли песни и сами играли на музыкальных инструментах. После исполнять чужие песни стало для рок-музыкантов моветоном. «Revolver» и последовашие за ним альбомы Beatles - вызвавший невероятную шумиху «Sergeant Pepper», «Magical Mystery Tour», «White Album» - изменили рок-н-ролл окончательно, он перестал быть популярным способом молодежного досуга и вошел в контекст мировой культуры. Стены рухнули, отныне на альбомах Beatles звучали ситары, струнные оркестры, флейты, скрипки, контрабасы, звукорежиссер активно экспериментировал с методами записи – эпоха музыкальных экспериментов, подарившая миру столько удивительной, невозможной доселе музыки, от Doors до King Crimson, началась, и начали ее именно Beatles. Отныне начинающие рок-музыканты, желая добиться успеха, были вынуждены постоянно расширять арсенал своих приемов, без конца искать новое – в академической музыке, музыкальном фольклоре стран третьего мира, традиционном и авангардном джазе, примитивизме. Дальнейшие пути развития рока были заданы, дороги проторены. Сегодня, когда Beatles исполняется 50 лет, мы можем оглянуться назад, чтобы понять: в наше время две трети фильмов и практически вся музыка записывается для молодежи, а искусство «для взрослых» стало предельно герметичным, замкнутым миром и совершенно недоступно для понимания человека «с улицы». Мало того, что Beatles развернули шоу-бизнес лицом к молодежи – они еще адаптировали и реализовали идею пополнять арсеналы его изобразительных средств за счет «высокой» культуры. Развлекательным блокбастером, выстроенным на каноническом евангельском сюжете в наши дни не удивить никого, и Beatles тоже являются одной из множества причин этого явления. Такого не знала история, и такое вряд ли повторится еще когда-нибудь – четверо очень молодых, провинциальных, и по правде сказать, довольно неотесанных паренька взяли и изменили мир бесповоротно. Склоним же головы – это действительно заслуживает уважения. По поводу того, кто придумал название великого коллектива, до сих пор идут споры. Есть версия, что это были Сатклифф и Леннон, которые дали своей группе название по аналогии с группой The Crickets (двойное значение – «сверчки» и «крикет»). Слово beetles – жуки – двойного смысла не имело. Тогда парни заменили одну из гласных, и название группы получило корень beat, отсылающий к музыкальному жанру. Они вышли из Beatles Множество песен Beatles студийного периода можно считать отправными точками целых музыкальных стилей и первоосновами самых разных музыкальных явлений. Приведем только некоторые примеры: «Because». Построенная на вывернутой наизнанку мелодии «Лунной сонаты», эта тягучая, невротическая, сложно выстроенная вещь определенно предвосхищает будущих поздних «Radiohead» периода «Kid A» и «Amnesiac». «Ob-la-di, Ob-la-da». Хотя музыка ска и реггей зародилась на Ямайке и считается фирменной фишкой этого острова, в Британии она возымела особую востребованность и популярность. Большинство британских реггей- и ска-коллективов появились в самом конце 70-х годов, а эта песня опередила английскую ска-реггей-моду больше, чем на десять лет. «Revolution N9». И американская, и японская нойз-сцены, и весь электронный авангард, лишенный ритмических основ, уместились в этом коротком, эпатировавшем современников треке. «Glass Onion». Сухой и жесткий ритм, двухаккордная гармония, запредельно язвительный текст – предтеча олдскул-панк-рока, хотя с этим многие не согласятся. «Happiness is a warm gun». Про «Radiohead» мы уже сказали - а сейчас придется еще раз. Об истории создания знаменитой «Paranoid android» гитарист Джонни Гринвуд рассказывал так: «у нас было три песни, и никто не знал, что с ними делать, пока в один момент мы не вспомнили про «Happiness is a warm gun». Так что одного из главных хитов конца 90-х без Beatles бы просто не было. «Within you, without you». Как и уже упомянутая «Love you to», и многие другие вещи Харрисона, эта песня стала первоосновной рага-рока – смеси традиционного рока и восточной мелодики, популярного во времена моды на все «восточное». Елена Шутова, финансовый аналитик, 30 лет: - Я не могу сказать, что Beatles изменили меня. Правильнее будет сказать, что они меня сформировали. Музыка Beatles проросла настолько в глубине моего существа, что нет возможности для анализа или оценки. Не думаю, что они меняли мир – скорее, они создали его. Несколько аккордов, несколько слов – акт творения, возможно, не самый величественный, но непостижимый в лучших традициях жанра. Свобода есть в каждом. Я поняла это, когда смотрела на мелькание черно-белых кадров, на то, как четверо бодхисатв, по какой-то прихоти принявших обличье нескладных ливерпульских пацанов, бегали по полю, падали, кружились, смеялись. Их музыка, быть может, не очень-то и хороша. Их тексты, возможно, не очень-то осмысленны. Но чувство ликующей свободы делает их музыку магическим ключом. Все остальное – лишь следствие, реализация массового желания странного, ставшая возможной благодаря открывшейся двери. Я думаю, инерция человеческих душ, эта пружина дверного механизма уже сработала, и дверь закрыта – почти плотно, почти навсегда. Пьянящая легкость свободы неумолимо сменилась похмельем цинизма. Но эта дверь есть – теперь-то мир знает. Осталось только дождаться, не откроют ли ее снова. Андрей Кузнецов, начальник корпоративно-инвестиционного отдела в банке, 56 лет: - Я услышал их впервые, когда учился в ФМШ, в Академгородке. До этого момента мои музыкальные познания ограничивались ВИА «Самоцветы», «Добры молодцы» и «Веселые ребята». Впечатление от Beatles было, мягко говоря, сильным – как выражается сегодняшняя молодежь: «крышу снесло». Даже наш начальник военной кафедры, люто ненавидящий все, что не вписывалось в его краснознаменную картину мира, ни разу не сказал нам дурного слова, когда мы ставили в общежитии Beatles. Через несколько лет, уже в университете, комсомольское руководство выпустило наш стройотряд на работу в Венгрию и худшей ошибки совершить не могло. Мы и до этого не очень-то любили советскую власть – а из поездки вернулись кончеными антисоветчиками. Основные символы тех времен для меня - портвейн, ротапринтные издания Стругацких и Солженицына, и музыка: Deep Purple, Pink Floyd и, конечно же, Beatles. Это был действительно воздух свободы. Такое не забывается. Владимир Зверев, коллекционер музыки, меломан, 40 лет: - Про лучших композиторов после Шуберта – это было несколько преувеличено все-таки. Но такой свободы в построении гармоний до Джона Леннона в легкой музыке никто себе не позволял. Уникальный композиторский дар был у человека. Все-таки культ Beatles, так бурно процветавший по всему миру, был вызван в первую очередь их музыкой, а не чем-то еще – не рекламой, не удачным историческим моментом. Их эксперименты, проведенные в музыке, гениальны и невероятно плодотворны. Их миссия выполнена полностью. Евгений Багулин, преподаватель социологии, 29 лет: - Случившийся после Второй Мировой «бэби-бум» незамедлительно потребовал серьезных изменений миропорядка. Молодежи было слишком много, энергия хлестала через край. С присущим ей идеализмом, молодежь кинулась переделывать мир и парижский май 68-го – только самая известная попытка этой «переделки». В этот исторический момент Beatles выступили наиболее точным выразителем всех надежд и чаяний молодежи, спев, помимо всего прочего «все, что вам нужно – это любовь». Необходимая идеология была озвучена со всех телеэкранов. Все дальнейшее – уже реакция. Цифры Свыше 1 миллиарда пластинок Beatles продано во всем мире. Более 7 миллионов раз исполнялась только в XX веке композиция Yesterday по версии корпорации EMI. Первое место в рейтинге ста лучших альбомов в истории рок-н-ролла по версии музыкальной телекомпании VH-1занимает альбом «Revolver». Всего в первую десятку этого списка вошло пять альбомов Beatles. Лучшим альбомом всех времен и народов по версии журнала «Rolling Stone» считается битловский «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». В списке из 500 лучших песен всех времен и народов, опубликованных этим же изданием, больше всего композиций The Beatles - 23. ***
| |
|