08:11 Тариф «Набиуллина». Почему дорожают авиабилеты | |
Финансовое положение авиакомпаний РФ продолжает ухудшаться: в первом квартале они получили 24 млрд рублей операционного убытка. Авиаперевозчики будут повышать цены на билеты, но это их не спасет. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, убытки 112 авиакомпаний России за год выросли в полтора раза: по итогам первого квартала они получили 24 млрд руб. против 16 млрд руб. за тот же период прошлого года, сообщил «Коммерсантъ». При этом убытки на внутренних авиалиниях составили 25,6 млрд рублей, а ситуацию удалось чуть-чуть улучшить только за счет прибыли от международных полетов, которая, впрочем, составила лишь 1,5 млрд рублей. Надежд на улучшение ситуации в обозримой перспективе нет, поскольку количество пассажиров снижается: за год пассажиропоток в РФ, по данным Росавиации, снизился на 1,2%, оперативные данные за первое полугодие 2016 года показывают спад перевозок на 8,4%, а в июне пассажиропоток упал уже на 14,4% по сравнению с прошлым годом. Меня иногда друзья подкалывают, когда слышат такие новости: Акции авиакомпании «Трансаэро», которая прекратила полёты осенью 2015 года, на Московской фондовой бирже выросли до 8,92 рубля за штуку, что на 79,8% выше уровня закрытия предыдущих торгов. Скачок котировок произошёл на фоне заявления директора компании Александра Бурдина о планах создать нового авиаперевозчика на базе «Трансаэро». И комментарии в стиле: вот как можно было подняться! Я Вам скажу, что это - вброс новостей, и каждый раз при этом кто-то, наверняка, пытается продать никому ненужные акции. К акциям «Трансаэро» я на пушечный выстрел не подошел бы: у нее отчетность не публикуется с 2013 года. А когда вовремя не публикуется отчетность — это верный признак проблем у компании. Поэтому грамотный инвестор продал бы акции уже в 2014 году. Скажете, что тогда уже поздно было? Нет не поздно, смотрите сами: ec_analysis, 2016 год Поэтому грамотный и осторожный инвестор не потеряет деньги, сохранив должную осмотрительность и бдительность. А знаете, что еще я Вам скажу? Я не куплю акции не то, что Ютэйр, но даже сам Аэрофлот! ec_analysis, 2016 год ec_analysis, 2016 год ec_analysis, 2016 год ec_analysis, 2016 год ec_analysis, 2016 год
Авиаперевозчики в свою очередь заявляют, что если правительство не собирается менять экономический режим для авиакомпаний, то единственным вариантом их спасения останется сокращение провозных емкостей и повышение цен на билеты до «экономически обоснованных». То есть авиаперелеты станут еще менее доступными для россиян. Воронка урагана
Казалось бы — маршрутная сеть невелика, конкуренция подавлена (это единственное, что получается всегда хорошо), а сплошные убытки при высоких ценах на билеты в сравнении с аналогами на ни к чему не способном Западе или Востоке. Растут издержки. Пассажиропоток падает, а лоббисты говорят об увеличении господдержки и губительности конкуренции в такой сложной технически отрасли. То есть мы с вами станем платить ещё больше за возможность летать. Это единственный вывод, который можно сделать, читая статьи на тему. И, конечно, допуск иных авиакомпаний на внутренний рынок даже не рассматривается. Будем платить за свой менеджмент побольше.
Проблема в том, что повышение цен на билеты российские компании не спасет, поскольку они попадут в так называемую воронку сужающегося спроса. Механизм ее действия очень прост: при повышении цен резко упадет число пассажиров, и компании опять возникнут убытки. Для их компенсации придется опять повышать цены, что приведет к очередному сокращению клиентуры и так далее, пока «Аэрофлот» не выродится в компанию частных авиаперелетов, с десятком бизнес-джетов и примерно таким же количеством клиентов — олигархов. Можно ли избежать такого развития событий? Чтобы понять, как лечить болезнь, нужно понять ее причины. Для этого проанализируем финансовую отчетность нашего главного авиаперевозчика — «Аэрофлота» — за 2015 год. «Свободное плавание» и свободное падение
«Расходы на авиационное топливо за 2015 год увеличились на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано с ослаблением курса рубля... Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 18,8% за счет снижения цен на нефть». Valeriy Melnikov , 2009 год «Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 44 415 млн руб., увеличившись на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США)». «Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 66,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 8,2%, что связано прежде всего с ростом объема работ». «Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение расходов по данной статье связано прежде всего с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к твердым валютам». Для полноты картины отметим, что рост зарплат в компании за год составил 6,7%, то есть практически вдвое меньше инфляции. Выходит, что главной причиной убытков российских авиакомпаний является девальвация рубля. После того, как российская валюта обесценилась вдвое, расходы авиаперевозчиков на обслуживание импортных самолетов (альтернативы которым не осталось после того, как отечественный авиапром был отреформирован практически в «в ноль») резко выросли. В сочетании с падением доходов населения, вызванным все той же девальвацией, коллапс стал неизбежен. kremlin.ru, 2015 год Вопрос сейчас в том, согласится ли государство все-таки оказать финансовую помощь российским авиакомпаниям, или скажет им то же, что сказало валютным ипотечникам: «Думать надо было, в какой валюте оформляете лизинг — раз живете в России, то и самолеты покупать должны за рубли». *** | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |