07:40 Кто такие братья Богданофф: история странных и анекдотичных лжеученых и шоуменов | |
Парижские таблоиды сообщили, что вслед за Жераром Депардье российский паспорт могут получить одиозные французские шоумены — близнецы Богданофф. «Fortpost NewS» объясняет, чем примечательны эти достопочтенные месье. Автор этой фразы — Игорь Богданов, хотя правильнее было бы писать «Богданофф». Игорь и его родившийся на 40 минут позже брат-близнец Гришка — известные французские медиаселебрити. С конца 1970-х они ведут на разных французских каналах популярные шоу — в основном про будущее, науку и технологии. Но не только — братья задавали вопросы на эрудицию участникам телеигры «Форд Боярд», а в этом году успели появиться в эфире развлекательного шоу «Это просто ТВ». Прямо сравнить эту яркую парочку с кем-нибудь из российских телевизионных звезд сложно, хотя бы потому, что в отечественном эфире почти не осталось популярных интеллектуальных передач, но попробуйте сложить вместе неувядаемость Кобзона и манеру Малышевой, добавьте к этому самоуверенность Вассермана, замешайте на эксцентричности Киселева, умножьте на два и заставьте говорить о космологии. Впрочем, все равно не получится — братья Богданофф не похожи. Кстати, они отрицают, что когда-нибудь прибегали к пластическим операциям. Имена близнецов намекают на русские корни, и так оно и есть. Игорь и Гришка (на самом деле, конечно, Грегуар) родились у подножия французских Пиренеев в семье русского художника Юрия Богданова, оказавшегося на Западе во время Второй мировой войны, и австрийки Марии Коловрат-Краковской. Разумеется, такая прихотливая генеалогия не могла бы обойтись без претензии на аристократическое происхождение, и действительно, отец близнецов на несколько туманных основаниях считает себя потомком старинного татарского рода князей Богдановых, мать в самом деле по материнской линии происходит из богемских аристократов (ее отцом при этом считают известного американского темнокожего оперного певца Роланда Хейеса. Игорь и Гришка воспитывались у бабушки, графини Берты Коловрат-Краковской, в доме которой выучили от прислуги несколько языков, затем отучились в военной школе и переехали в Париж, где довольно быстро сделали карьеру на телевидении: ведущими собственного шоу «Время X» они стали уже в возрасте 30 лет. Одетые в футуристические костюмы Игорь и Гришка в интерьере космического корабля рассказывали о науке и научной фантастике, показывали отрывки из «Звездного пути» и «Сумеречной зоны», рассказывали о Большом взрыве и черных дырах (а заодно, впрочем, и об НЛО) и даже задавали умные вопросы 12-летнему Фредерику Бегбедеру. Передача, первая такого рода во Франции, просуществовала почти 10 лет и сделала из Богдановых культовых звезд. Они не только вели шоу, но и писали научно-популярные книги, и этот жанр, требующий несколько более серьезного отношения, чем телевидение, в конечном итоге и привел Игоря и Гришку к провалу. В 1991 году Богдановы выпустили книгу «Бог и наука», которая стала бестселлером во Франции, но вскоре оказалась в центре скандала. Американский астрофизик вьетнамского происхождения Трин Ксуань Туань обвинил братьев в плагиате, сторонам удалось договориться между собой, не доводя дело до суда, но физик успел пустить слух, что у Богдановых нет ученых степеней — вопреки тому, что было написано на обложке их книги. Звездам научной популяризации степени были действительно необходимы, и близнецы начали работать над диссертациями в Университете Бургундии в Дижоне. Оба планировали защищаться по теоретической физике у профессора Моше Флато, но в 1998 году Флато умер, и аспирантов передали другому руководителю, Даниелю Штерхаймеру, который, как потом оказалось, не очень хорошо разбирался в тематике работ Богдановых и, похоже, испытывал определенный пиетет к 50-летним селебрити, а потому не очень внимательно читал сами диссертации. С защитой, впрочем, все прошло не очень гладко: Гришке пришлось защищаться по математике, а не по физике, как он собирался, а Игоря заставили дополнительно опубликовать три научные работы. В конце концов братьям поставили минимальный проходной балл и признали кандидатами в доктора наук. Позже в интервью NYT Штерхаймер объяснял: «Ребята бесплатно работали 10 лет. Наверное, у них было право получить за это диплом, тем более он мало что значит в наши дни». Все бы этим и кончилось, оставшись на совести провинциального университета, если бы Гришка с Игорем не увлеклись. Почему бы звездам телевидения не стать еще и звездами академической науки? Братья стали писать статьи: не по каким-нибудь частным вопросам, а о фундаментальных вопросах происхождения Вселенной, о первых мгновениях существования мира после Большого взрыва — словом, на самые модные научные темы. Их работы публиковали научные журналы — и вполне приличные, как Classical and Quantum Gravity, и малоизвестные, как «Чехословацкий физический журнал». К октябрю 2002 года у Богдановых вышло уже пять научных работ, и тут на них наконец-то всерьез обратили внимание настоящие физики. Как выяснилось, ни статьи Игоря и Гришки, ни их диссертации никто и никогда толком не читал. Рецензенты позже признавались, что, открывая тексты Богдановых, видели умелое жонглирование сложными терминами, отсылки к трендовым научным областям вроде теории струн, но общий смысл написанного ускользал. Почему-то этого оказалось достаточно для присуждения научных степеней и принятия публикаций в журналы, но надо иметь в виду, что конец 1990-х был эпохой повальной моды на сложные математические конструкции в космологии, и работ такого рода, нечитаемых, использующих определенный терминологический набор и пустых по существу, выходило великое множество. Но даже на этом фоне тексты Игоря и Гришки выделялись: их авторы, по-видимому, в принципе не понимали, о чем пишут. Они имели мало представления даже об элементарной физике, зато наловчились умело составлять умные слова в наукообразные фразы. За несколько лет до этого, в 1996 году, американский физик Алан Сокал поставил социальный эксперимент. Он написал намеренно бессмысленный текст, составленный из типичных для междисциплинарного гуманитарного дискурса выражений, и отправил его в академический журнал Social Text. Сокал хотел посмеяться над набравшим популярность постмодернизмом, и шутка удалась: статья была опубликована, а мистификацию в итоге пришлось разоблачать самому автору. В 2002 году о братьях Богдановых заговорили как об ответном ударе гуманитариев. Американский матфизик Джон Баэс, ставший главным разоблачителем Игоря и Гришки, так описывал их работы: «Мешанина на первый взгляд складных предложений, содержащих правильные словечки в примерно правильном порядке, но без какой-либо логики и содержания». *** | |
|
Всего комментариев: 9 | |||||||
| |||||||